Звенигородские пляжи и лодочные станции в 60-70-х годах 20 века

fancy-line

Звенигород, или как называли в недавнем прошлом этот город, и его окрестности  — «Подмосковная Швейцария»,  до начала 70-х годов 20 века  славился еще и замечательными песчаными пляжами, которые до настоящего времени не сохранились.  Самый большой песчаный пляж, (официальный городской пляж) находился на правом берегу реки Москвы на Верхнем Посаде, напротив Древнего Городка.  На фото Звенигорода начала 20 века можно увидеть песчаный берег реки Москвы, который впоследствии стал городским пляжем.

 

Пляж на Москве реке в Звенигороде. Фото конца 50-х или начала 60-х годов 20 века
Пляж на Москве реке на Верхнем Посаде напротив Древнего Городка. Фото конца 50-х или начала 60-х годов 20 века
Вид с Городка на реку Москву и Верхний Посад. Открытка 1966 г. из коллекции И.И. Жогина
Вид с Городка на реку Москву и Верхний Посад. Открытка 1966 г. из коллекции И.И. Жогина
Городской пляж на Верхнем Посаде. Фото начаа 1970-х
Городской пляж на Верхнем Посаде. Фото начаа 1970-х

Но это был не единственный  песчаный пляж. Второй по величине пляж находился чуть ниже по течению. напротив стадиона Спартак на правом берегу. Были и другие песчаные пляжи, правда меньших размеров,  выше и ниже по течению, по обоим берегам реки Москвы. Так например я хорошо помню песчаные пляжи у Саввино-Сторожевского монастыря, у Дома отдыха «Связист».  Кстати! В разговорной речи звенигородцы называли  эти пляжи  именно так:  «Под монастырем», «Под Связистом», «Под стадионом», «Под милицией». Так что несведущего человека могли удивить речевые обороты местных жителей типа:  «Вчера была такая хорошая погода, что я весь день не вылазила из под Связиста!».  Или «Пойдем искупаемся  под стадионом».

Были пляжи по левому берегу реки в районе Игнатьево.  Хороший песчаный пляж был на Мозжинке, на левом берегу, под песчаным обрывом  у острова. Да и сам остров был практически песчаным пляжем. Лишь небольшая его часть в те времена поросла кустарником.

мозжинка
Мозжинка. 2005 год. Обрыв над рекой был песчаный. Под обрывом был песчаный пляж. Справа видна часть острова, густо заросшего деревьями. Остров до начала 70-х тоже был покрыт песком и растительности на нем было очень мало.

 

Были песчаные пляжи возле Поречья,  Козино,  Дунино. Можно было найти совсем маленькие,  но уютные песчаные уголки  у Игнатьевского моста и в других местах.

20151014-Most-cherez-r.-Moskva-u-sela-Kozhino_
Мостик через реку Москву между селом Козино и дер. Дунино. 1990 год. Виден чудом сохранившийся песчаный пляж на  берегу реки Москвы. Когда то таких мини-пляжей т по берегам реки Москвы было очень много

И вдруг в середине 1970-х все эти пляжи и пляжики  сгинули….   Исчезли, как будто их никогда и не было. Точнее все места на берегах  реки Москвы,   где когда то был чистый, мелкий речной песок  очень быстро заросли травой и кустарником.  До сих пор в Звенигороде ходят слухи и сплетни,  про то как на городском пляже в песке были обнаружены бациллы сифилиса и из-за  этого пляж пришлось закрыть, а затем вовсе ликвидировать….  Другие злые языки утверждают, что в 70-х песок с городского пляжа  экскаваторами грузили на самосвалы и отвозили на строительство дач городских и партийных чиновников.   Однако, повторяю, это всё  не более чем вымыслы местных жителей и в большей степени — московских дачников. И все эти сплетни про сифилис и самосвалы ворующие песок, не имеют под собой никакой основы и никак не объясняют исчезновение других пляжей на реке Москве.

По этому поводу есть другая, более правдоподобная версия, которую озвучили экологи.  В 60-70-е годы широко применяемые на полях совхозов и колхозов минеральные удобрения и смываемые затем в реку Москву, стимулировали рост травы и кустарника, которыми очень быстро заросли песчаные пляжи.  Другого вразумительного объяснения быстрому исчезновению песчаных пляжей на реке Москве нет.

На следующих фото — городской пляж в 1973 году. Как видно кустарника по обоим берегам реки значительно больше. Но песок на пляже в этот год еще был. Однако на фото песчаную часть пляжа не видно — она находится чуть ниже, за раздевалкой на левом и за кустами на правом фото.

Есть еще одна версия исчезновения пляжей. Она заключается в том, что песок якобы был смыт при прочистках русла реки Москвы путем усиленного сброса воды через плотины Можайского и Рузского водохранилищ.  Действительно, такую процедуру  промывки  иногда проводили в 60-70 годы. Последний раз русло реки промывали в середине или конце 90-х годов, что звенигородцы, особенно жители Верхнего Посада, должны хорошо помнить по очень сильному разливу реки Москвы,  из-за чего даже была подтоплена часть домов на Верхнем  Посаде. Однако и эта версия не объясняет исчезновения песка.  Дело в том построенные в советское время плотины Можайского и Рузского водохранилищ наоборот регулируют уровень воды в реке Москве.  Особенно весной во время таяния снега, не допуская  катастрофических половодий, которые случались в Звенигороде до постройки водохранилищ.  Однако те наводнения десятилетиями не смывали звенигородских пляжей.  А тут вдруг смыли…. Так что на мой взгляд наиболее правдивая версия — это химия. применяемая в качестве удобрений.

В советский период, в отличии от нынешних времен, в Звенигороде можно было покататься по реке Москве на лодке,  взятой напрокат на лодочной станции. Городская лодочная станция находилась в черте города, недалеко от городского пляжа, на спасательной станции, которая в свою очередь находилась у старого деревянного моста на Верхний Посад. (Сейчас на этом месте находится кафе «Пристань».)

Кроме того на реке Москве в окрестностях Звенигорода были ведомственные зоны отдыха и лодочные станции,  принадлежавшие здравницам. В частности неподалеку от моста на ст. Звенигород находилась лодочная станция санатория «Звенигород». Чуть ниже по течению реки — лодочная станция Дома отдыха «Поречье».  На Мозжинке, рядом с песчаным пляжем у острова, была  ещё одна лодочная станция — пансионата Академии наук СССР.   Посторонние люди, не являющиеся отдыхающими этих здравниц, не приветствовались на ведомственных пляжах и лодочных станциях. Тем не менее,  при достойном и адекватном поведении, жителям Звенигорода или дачникам  не возбранялось взять в таких местах лодку или просто отдохнуть, искупаться.

А это я - Константин Лошкарёв в 1966 или 1967 году катаюсь в лодке по реке Москве напротив Городка. На веслах - друг нашей семьи дядя Жора Пучков.
А это я — Константин Лошкарёв в 1966 или 1967 году катаюсь в лодке по реке Москве напротив Городка. На веслах — друг нашей семьи дядя Жора (Юрий) Пучков.

Однако в катании на лодках по Москве-реке была одна очень большая проблема,  которая в конце концов послужила причиной закрытия всех лодочных станций. Эта причина — очень сильное течение реки Москвы. Очень многие люди, особенно отдыхающие и дачники, не придавали значения этому фактору. Взяв  на прокат лодку, не смотря на все предупреждения лодочников, они нарушали золотое правило катания на весельной лодке по реке — грести только против течения.  Проплыв против течения несколько десятков метров и устав бороться с течением они опрометчиво  бросали весла и умиляясь окружающими пейзажами плыли вниз по течению….  Очень скоро и совершенно незаметно для себя они оказывались далеко от лодочной станции.  Вернуться обратно, борясь с сильнейшим течением было не всем под силу. Тогда лодку бросали на берегу и горе-путешественники  возвращались по берегу пешком.  В летнее время, чуть ли не ежедневно,  на реке Москве можно было видеть картинку,  как служащие лодочных станций на моторных лодках рассекали гладь реки Москвы в поисках брошенных лодок и возвращали их на буксире к месту стоянки.  Проблемы, связанные с сильным течением, доставляли мало удовольствия  от лодочных прогулок и даже делали их опасными.  Таким образом, к середине 80-х годов, все лодочные станции под Звенигородом были закрыты.

Поделитесь этой новостью с друзьями:

А это тоже может быть интересным для вас:

721total visits,2visits today

.

Звенигородские пляжи и лодочные станции в 60-70-х годах 20 века: 21 комментарий

    1. Действительно это шлагбаум. Но его назначения никто ни объяснить, ни вспомнить не может. И еще этот шлагбаум никогда не закрывался. По крайней мере закрытым его никто никогда не видел. Единственное предположение для чего он был нужен — вероятно закрывали дорогу на Саввинку, когда были сильные разливы реки Москвы и вода заливала дорогу. Однако таких сильных половодий тоже никто из коренных звенигородцев вспомнить не может. Тем более начиная с 60-х годов, когда дорогу вдоль реки подняли, сделав насыпь. А до начала 60-х дорога проходила непосредственно по берегу реки.

  1. Старожилы раньше называли пляжи «Бабий», «Конский», «Городской». Насыпь построена в 1959 году: первое чёрно-белое фото — 1950-х годов (автор, скорее всего, Н.А. Краснов), второе — 1952 год (из собрания В.И. Бабакина). Фото ледохода: первое — 1930 год, второе — 1947 год (автор — А. Розум). Фото со спасательной станцией: первое — 1970 год (автор — В.И. Бабакин), второе (разлив) — 1968 год (автор — В.И. Бабакин).

    1. Да. Как я помню в 90-х была попытка реанимировать прокат лодок в Звенигороде средствами частного предпринимательства. В связи с этим недолго работала лодочная станция на Фрунзе, при спасательной станции. Но в очередной раз не прижилось это дело….

  2. Действительно это шлагбаум. Но его назначения никто ни объяснить, ни вспомнить не может. ——-

    Ну,почему же никто не может..я могу. Насыпь,перед которой стоит этот шлагбаум,покрыли асфальтом году в 1962,естественно,в течение нескольких лет она давала большую осадку,поэтому,что бы она была более равномерной в течение нескольких лет в периоды весеннего оттаивания грунтов ограничивали движение тяжёлого транспорта по
    этому участку..Такой же шлагбаум был и под «Связистом».
    При шлагбаумах стоял дежурный, которой его опускал верёвкой,поднимался же он грузом,расположенным на противоположном конце..
    Дежурили около него недели три.

    1. Со слов ныне покойного Р.В. Румянцева (известного звенигородского стоматолога, жившего на ул. Фрунзе) одна из причин осадки дороги была в том, что при её строительстве были повалены огромные вязы, которые вывозить не стали и попросту засыпали грунтом. Со временем дерево сгнивало и образовывались пустоты, которые и были причиной провалов.

      null
      На фото — Р.В. Румянцев. Стоматолог ДО «Ершово» Фото 60-70-х годов 20 века

  3. Вижу,что многим звенигородцам интересны даже самые незначительные подробности из прошлого нашего города,что очень приятно,потому,кое что скажу ещё об одной детали,изображённой на представленной здесь фотографии «Пляж на Москва-реке.»
    Я имею ввиду маленький ларёк,стоящий на предгорном уступе под соснами.
    Когда он был построен -точно-сказать не могу,скорей всего, в конце 40 годов,но хорошо помню,что он работал в 50 годы в купальный сезон. Продавали в нём фруктовые воды,конфеты,курево, и (хорошо помню)-крабы в банках и паштет,по-моему,там шла торговля и вечером(пока светло) напитками покрепче. Под этим ларьком был мелководный брод через реку,а на посадском берегу тогда ещё буфета не было,потому,покупали бутылки с водой в этом ларьке и несли на противоположный берег..
    Году в 58 этот ларёк ограбили,не знаю,нашли ли воришек,но они надолго оставили свои следы,т.к по оврагу вдоль ручья ,где мы часто бегали,в течение 2-3 лет попадались вздутые банки крабов и паштета,наверное, эти «трофеи» они тащили вдоль ручья.
    Вскоре,этот ларёк ,как торговый -закрыли и там основали спасательную станцию,которая работала только в летний период, а под ларьком на берегу был построен деревянный причал для спасательных шлюпок,просуществовала там станция лет 5,после чего её перевели в то место,где она находится и поныне,а ларёк вскоре вообще снесли.

  4. Вам спасибо за такой нужный,интересный, душевный сайт. Я для себя его только недавно открыл и с удовольствием читаю.
    Иногда так хочется с кем нибудь повспоминать не только об историческом прошлом нашего города,но и о природе,во многом ставшей тоже уже ПРОШЛОЙ, но в реальной жизни людей,которых это интересовало бы и в ком живы были воспоминания детства, я встречаю всё меньше и меньше,а здесь,к счастью. таких людей довольно много.С вашего позволения,по мере прочтения, я кое-что ещё попишу..и спасибо за то,что включили одно из моих стихотворений в тему «Прощание со старым Звенигородом».

  5. Согласен с Р.Румянцевым,что засыпанные деревья могли явиться одной из причин последующей осадки насыпи которая,кстати, и была заметна на единственном её участке около его дома; может и Вы помните,что там многократно образовывалась на дороге ступенька,на которой довольно сильно подскакивали автомобили,и когда создавалась опасность,что у водителей может вырваться баранка из рук-там клали новые слои асфальта.
    Происходило это через каждые 3-4 года, но после очередного ремонта она образовывалась вновь и вновь и если в том месте сделать поперечный разрез дороги,то можно будет увидеть толщину асфальта не менее метра..
    Но есть ещё одна причина для осадки насыпи в том месте…
    На всём её протяжении было 5 ключей( в том числе и речка Жёрновка) для которых надо было прокладывать дренажные трубы,а фактически их ,разных диаметров, проложили только в 4 местах…
    И эту ОДНУ не сделали именно около дома Румянцева..а если точней-ключ был ближе к соседнему дому ,он перетекал прямо через старую дорогу и около моста всегда было небольшое болотце..естественно,после того,как его просто засыпали вода начала постепенно выносить в речку из под основания насыпи песок и началась её просадка.
    Всё это строительство я помню хорошо потому,что каждый день по этой дороге ходил в школу,а летом за хлебом в «НИЖНИЙ»( так называли на ул. Фрунзе магазин,где ныне находится маг.»Автозапчасти».
    И вообще,строительство насыпи для детей прилегающих улиц было величайшей стройкой,где они проводили тогда чуть не всё свободное время.

  6. Другого вразумительного объяснения быстрому исчезновению песчаных пляжей на реке Москве нет.——-

    Вообще- то, такое объяснение в природе существует, другое дело : не понятно почему до сих пор специалисты не желают его публично изложить.
    Потому и приходят на выручку мифы,типа пляжного сифилиса и самосвалов для парт.чиновников,а их многие очень любят,т.к мифы легко усваиваются и имеют какую нибудь» изюминку».

    В общей геологии довольно хорошо изучены и описаны процессы образования и условия существования на реках песчаных русловых отмелей (что мы и называем пляжами).
    Для того,что бы они образовывались и длительно существовали -необходимы определённые условия РЕЖИМА водного потока реки и этот режим на Москве реке существовал ДО создания Можайского,Рузского и Озернинского водохранилищ.
    Вряд ли здесь уместно останавливаться подробно на этих процессах ,скажу лишь,что после того,как сток воды в реке был зарегулирован водохранилищами- естественные процессы образования и существования русловых отмелей полностью прекратились и им не осталось ничего другого,как только зарастать травой и кустарником.

    Река к настоящему времени из-за интенсивного забора воды в городе Москве сильно врезалась в своё ложе,примерно на 1,2 м по сравнению с уровнем 60 годов,что хорошо видно по прибрежным деревьям под «Связистом», плюс к этому, практически прекратились её весенние паводки.
    Нарушение режима реки водохранилищами-это ОДНА причина ,но есть и ВТОРАЯ,усугубляющая первую. .
    Фактически, это тоже фактор,усиливающий зарегулированность речного потока и связан он с изменением климата за последние лет 20.
    Если ДО этого земля промерзала за зиму глубже чем ныне, и вешние воды в основном стекали в реки, т.к земля к моменту снеготаяния ещё не успевала оттаять,то теперь бОльшая часть талой воды впитывается в грунт,т.к он к моменту снеготаяния бывает уже водопроницаемым ,далее эта вода доходит до первого водоупора и равномерно стекает в реки в течение всего года в виде родников.

    1. Игорь, насколько я помню, началось строительство в конце февраля-начале марта 1960 года ( тогда начали зачистку обочин и прибрежной полосы от кустов ивы бульдозерами)и сделано это было очень тщательно,потому, я не на все 100 % уверен в словах Р.Румянцева в том,что под насыпью остались стволы деревьев.. Действительно,около его дома их росло немало,но не вязов,а вётел и тополей и вряд ли строители могли допустить такой просчёт : тщательно зачищать ложе от ивы и оставить стволы.
      И шло строительство года два..но точно окончание его назвать не могу..предполагаю,что асфальтом покрыли дорогу в 1962 году..

      1. Иван Иванович, я с Вами однажды в личной беседе уже обсуждал дату строительства этой дороги, но ещё раз хочу уточнить: Может ли быть дата — 1959 год? (есть письменные воспоминания одного звенигородца, написанные в декабре 1961 года, и несколько фотографий, датируемых 1960-м годом — там дорога уже построена).

        1. Игорь Алексеевич, не случайно,говоря о начале строительства насыпи, я сказал: «насколько я помню»,поэтому,утверждать категорично не могу..
          В моей памяти ,касательно 59-60 годов сохранились три памятных события: в эти годы снесло зимним ледоходом посадский мост,было начато строительство насыпи и один из этих годов был невиданно грибным.
          До, примерно,2010 года я был уверен в том,что эти события происходили в следующей последовательности: декабрь 1959 года выдался очень тёплым и в первых числах января 1960 года на Москва-реке начался ледоход,унесший мост.
          Работы по расчистке берега под насыпь начались в конце февраля-в марте 1960 года,а грибным был август 1960 года..
          Но в 2010 году в интернете я обнаружил,что указанный тёплый декабрь был не в 1959,а в 1960 году,что заставило меня засомневаться в правильности выстроенной мной хронологии событий.
          К сожалению,в интернетном архиве погоды данные об этих годах неполные..и пока я не смог точно разобраться в этом вопросе.но будет время-постараюсь это сделать.

          Очень интересным из них было связанное с зимним ледоходом необычное явление: за ночь,когда пошёл лёд, резко упал уровень воды,утром ударил мороз и берег от спасательной станции до связиста оказался заваленным до самой дороги льдом ..Зрелище было потрясающим…этот лёд пролежал всю зиму…в этих торосах мы проводили бОльшую часть свободного времени…к сожалению,об этом мало кто ныне помнит..А у меня этот лёд на всю жизнь оставил такое впечатление,что лет 15 назад я написал рассказ об этом событии..и это-ещё одна причина,по которой мне тоже хочется восстановить точную хронологию событий тех лет…

    2. насыпная дорога от спасательной станции до монастыря?——

      и ещё уточнение: насыпной дорога является только от спасательной станции до связиста,а далее-она была булыжной и её просто подровняли и покрыли асфальтом..

    1. Вполне возможно что это обломок самолета плтерпевшего катастрофу в небе над Звенигородом в сентябре 1969 г. Об этой авиакатастрофе на этом сайте есть целая статья

  7. В данный момент мне 47 лет. С городом Звенигород меня связывает очень многое. Это не просто мой любимый город. Это город моего детства и заметьте, именно счастливого детства. Любое воспоминание погружает меня в незабываемую атмосферу тех, к сожалению, уже прошлых лет. Вся моя семья. по отцовской линии, жила на Городке. Это место для меня практически святое. Нынче, приезжая в гости на Городок, я просто не могу сдержать слёз. Куда делись красавицы сосны? Как получилось так, что окрестности Городка, кои ранее были заповедной зоной, превратились в захламлённые и заросшие бурьяном уголки ещё теплящейся жизнью природы. Я хорошо помню походы всей семьёй на пляж Москва-реки. Тогда её можно было перейти в брод прямо под Городком. Хорошо помню деревянный понтонный мост. Помню счастливые лица людей на первомайских демонстрациях и Дне Победы. Помню искреннее радушие горожан и особый солнечный свет, который ощущался в Звенигороде даже тогда когда было пасмурно. Помню фантастически чистый воздух, от которого кружилась голова и сладкий вкус родниковой воды из местных источников. Всё это осталось в памяти навсегда. Спасибо вам за этот чудесный сайт. И низкий поклон тем, кто любит и чтит Звенигород как Родину, а не как объект наживы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *