Железнодорожная станция Звенигород

fancy-line
2015-11-04_051750
Современная железнодорожная станция (вокзал) Звенигорода

Железная дорога в город Звенигород, точнее железнодорожная  ветка от станции Голицыно до Звенигорода имеет очень интересную историю.  На рубеже 19-20 веков г. Звенигород и его окрестности становятся очень модным и популярным дачным местом среди московской интеллигенции. На летний период  москвичи арендуют целые дома в Звенигороде или окрестных деревнях и селах, или отдельные комнаты в домах местных жителей. Вспомним хотя бы таких известных звенигородских дачников как  художники И.И. Левитан и М. В. Якунчикова , композитор С.И. Танеев, писатель Иван Шмелев…   Более состоятельные жители столицы строили свои собственные загородные дачные дома. Примером тому могут послужить  так называемые «Орловские» или «Купеческие дачи»,  частично сохранившиеся в настоящее время на территории бывшего Дома отдыха «Связист».  (Ныне шале-отель «Таёжные дачи) и нынешнего санатория МО (Министерства обороны).

Бывшие *Купеческие дачи* в Звенигороде. Фото 2009 года

Кроме того в окрестностях города находится Саввино-Сторожевский монастырь, привлекающий к себе множество паломников. Однако вплоть до 1922 года добраться от Москвы до Звенигорода  и соответственно местным жителям попасть в Москву  было трудно. Ближайшая железная дорога и ж\д станция находились в Голицыно.  (Если не считать узкоколейной железной дороги, по которой из окрестностей Захарово вывозили заготавливаемый на дрова лес ).

От Голицыно до Звенигорода приходилось добираться на лошадях — на извозчиках или на попутных телегах, а то и вовсе пешком!  Неоднократно возникал вопрос о необходимости строительства ж\д ветки от Голицыно до Звенигорода.  Даже разрабатывались её проекты, принимались соответствующие решения. Но претворению идеи в жизнь все время что то мешало. Сначала революция 1905 года. Затем развязавшаяся в 1914 году Первая мировая война. Наконец в  1917 году грянула Октябрьская социалистическая революция и последовавшая за ней гражданская война. Можно все что угодно говорить о советской власти, проклинать или воспевать её. Но как бы мы к этой власти не относились, а железная дорога от Голицыно до Звенигорода была построена именно при ней.  Причем в её первые годы. А еще точнее — в 1922 году. И что самое интересное — она была построена методом народной стройки, безвозмездным трудом местных жителей. Но что самое интересное она построена целиком и полностью  на средства местных жителей и некоторых московских дачников, пожертвовавших деньги на строительство, покупку шпал, рельсов, инструментов и материалов.  В память об этом событии на здании железнодорожного вокзала города установлена мемориальная доска.

Image0007

Строительство железнодорожной ветки Голицыно-Звенигород, первый поезд, 1922г.
Строительство железнодорожной ветки Голицыно-Звенигород, первый поезд, 1922г.

Строительство дороги было значительно упрощено за счет того, что была использована уже имеющаяся насыпь от бывшей узкоколейки Голицыно-Захарово.  Кроме того дорога изначально проектировалась не до Звенигорода, а только до села Введенское.  И вот почему:

Во первых пришлось бы строить ж\д мост через реку Москву. Во вторых между правым и левым берегом реки Москвы восточнее Звенигорода очень большой перепад высот. И для железной дороги и пришлось бы строить длинную насыпь чтобы сделать спуск\подъем к мосту как можно более пологим.  Однако и то и другое оказалось непосильной задачей для самодеятельных строителей. Как в техническом так и в финансовом отношении.  Поэтому конечный пункт железной дороги и сама станция оказались в окрестностях села Введенское, рядом с церковью Введения во Храм Пресвятой Богородицы.  и  усадьбой Введенское, бывшим имением князя П.В. Лопухина.

Одновременно со строительством железнодорожной ветки и вокзальных построек, для удобства подъезда к новой ж/д станции  был построен деревянный автомобильный мост через Москву реку у деревни Игнатьево. В конце 40-х — начале 50-х годов XX века рядом построили новый, бетонный, который существует по сей день и в настоящее время реконструируется в рамках общей реконструкции ЦКАД. Как вспоминают старожилы Звенигорода, при  строительстве бетонного моста моста широко использовался труд военнопленных немцев. Так же, по словам старожилов, военнопленные немцы построили в Звенигороде новую баню (сохранилась по сей день), Дом ученых на территории дачного поселка «Мозжинка» РАН и первые типовые одноэтажные  дачи с встроенным гаражом в том же поселке.

Реконструкция Игнатьевского моста в Звенигороде. Фото 2016 г. В реке видны деревянные сваи от старого моста, построенного в 1920-х годах
Реконструкция Игнатьевского моста в Звенигороде. Фото 2016 г. В реке видны деревянные сваи от старого моста, построенного в 1920-х годах

Интересно, что до строительства деревянного моста у Игнатьево дорога из Звенигорода в Москву была продолжением Московской улицы и проходила мимо нынешнего С/К «Звезда», через Мозжинку, по левому берегу реки Москвы до села Козино и в конце концов вела к нынешнему Звенигородскому шоссе в Москве. Кстати именно поэтому Звенигородское шоссе в Москве называется Звенигородским, хотя в настоящее время напрямую не ведет в Звенигород. Также как и Московская улица Звенигорода сейчас напрямую не ведет к Москве.

Жителям Голицыно и прилегающих к нему сел и деревень  для того, чтобы попасть в Звенигород, до строительства Игнатьевского моста, приходилось или перейти реку вброд у Игнатьево или двигаться по правому берегу реки Москвы до Верхнего Посада, где был сезонный деревянный мост через Москву реку.


Когда в 1922 году в Звенигород вели железную дорогу и строили здание железнодорожной станции с сопутствующей инфраструктурой, скорее всего даже и не думали о том, что рядом оказалась заброшенная дворянская усадьба и тем более закрытая большевиками церковь.  Однако спустя некоторое время в бывшей усадьбе открывается санаторий.  В 60-80- годы XX века это был элитный ведомственный санаторий  «Звенигород» Московского городского комитета  коммунистической партии Советского Союза.  В народе санаторий называли кратко — «Санаторий МК». Со временем санаторий расширялся, благоустраивался, строились его новые корпуса. В конце концов к началу 80-х  годов получилось так, что территория железнодорожной станции со всеми сопутствующими постройками оказалась практически на территории санатория.  Сотрудники санатория рассказывали,  что от отдыхающих в санатории партийных боссов даже поступали  жалобы по поводу того, что шум электричек и вокзальная суета мешали нормальному отдыху.   Так это или нет уже никто точно не знает, но до сих пор в народе есть мнение, что именно эти жалобы стали причиной переноса железнодорожной станции в другое место, подальше от санатория.  Таким образом к 1981 году была построена и летом того же года открылась новая железнодорожная станция Звенигород, на том месте и в том виде, в котором мы видим её сейчас.

А от старой станции  остались только воспоминания коренных Звенигородцев и несколько, в принципе мало о чем говорящих  фотографий, из личного архива А.С. Нечаева. Фото сделаны в конце 70-х  годов ХХ века.

Еще на территории старой станции находился  старый склад. Точнее пакгауз, построенный еще в середине 30-х годов и принадлежавший Звенигородской реализационной базе хлебопродуктов.  Этот пакгауз был разобран на стройматериалы мной лично  и моими друзьями в 1991 году.  Из крепких брусьев и досок старого пакгауза построен и до сих пор стоит садовый домик на моем дачном участке. А у друга из тех же материалов получилось  пристройка к дому тёщи.

И ёще несколько фото. связанных со старой станцией:

 

Поделитесь этой новостью с друзьями:

А это тоже может быть интересным для вас:

1038total visits,5visits today

.

Железнодорожная станция Звенигород: 12 комментариев

  1. В 1981г. новую станцию открыли в конце августа или в начале сентября точно не помню, но как раз пошли грибы опята, а автобусы первые 2 или 3 дня ходили только до поворота на старую станцию. И вот утром толпа бежит на электричку 6,30, а нам навстречу толпа грибников с корзинками.

    1. Потому что как всегда — станцию открыли, а подъезда к ней не было…. Пока не сделали подъезд — автобусы ходили только до остановки «МК» (Так тогда называли остановку у санатория МГК КПСС)

    1. Разбудили вы тут во мне ностальгию со своим пакгаузом…. Август 1991 года. В стране путч, а я строю садовый домик из материалов от бывшего пакгауза. Когда у меня спрашивали А где ты был во время путча» — мне казалось, что я был единственным человеком, который во время путча был дома… :)

  2. Станцию называли в народе «Беговая». Традиция бежать из вагона электрички в автобус, чтобы занять сидячее место сохранилась и сейчас. Кто успел, тот и сел и говорить о том, чтобы уступить место старому человеку не было и речи, во всяком случае при мне таких инцидентов не происходило.

    1. Насчет «Беговой» — правильно. Еще называли «Беговая-2» или «Звенигородская Беговая»….. Но насчет бега к автобусам вы вспомнили не совсем точно. Тогда бежали не для того чтобы занять сидячее место, а бежали ради того чтобы вообще попасть в автобус. Елена! Вы разве не помните какие переполненные ходили автобусы к электричкам и от электричек и особенно в час «пик» и по выходным во время дачного сезона!? Разве не помните, как двери автобусов не могли закрываться, так как люди висели на подножках? Разве не помните, что иной раз вообще невозможно было влезть в автобус, особенно с вещами, и поэтому приходилось или брать такси (в лучшем случае) или более часа ждать следующего рейса или идти пешком? Но традиция бежать от вагона к автобусам и самом деле жива до сих пор. Видимо это уже генная наследственность коренных звенигородцев. И хотя они и их потомки знают, что автобусов теперь много и мест в них всем хватит (даже сидячих), все равно бегут и заражают этой нервозностью других людей.

  3. Мне нравилась старая станция… Уютная такая… И легендарная! Там снимали сцены в чайной в фильме «Сказание о земле Сибирской», с атерами в главных ролях: М. Ладынина, В. Васильева, Н.Андреев, Зельдин…
    Это мне мама рассказывала! А в массовых сценах снимались жители города… А воина Ермака играл наш сосед по улице Александр Яковлев, ветеран ВОВ…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *