Мосты через реку Москву в Звенигороде

fancy-line

Город Звенигород, как известно,  расположен на берегах реки Москвы и  в настоящее время в черте города есть два моста через реку.  Это железобетонный автомобильный мост в восточной части города, или как его еще называют «Игнатьевский», и мост в центре города, ведущий  на Верхний Посад, который соответственно называется «Посадский». Об этих двух автомобильных мостах и пойдет речь.

"Игнатьевский" мост в Звенигороде. 2010 год
«Игнатьевский» мост в Звенигороде. 2010 год

Игнатьевский бетонный мост построен в конце 1940-х годов. Как вспоминают старожилы Звенигорода, при  строительстве бетонного моста использовался труд военнопленных немцев. Так же, по словам старожилов, в конце 40-х годов военнопленные немцы построили в Звенигороде новую баню (сохранилась по сей день), Дом ученых на территории дачного поселка «Мозжинка» РАН и первые типовые одноэтажные дачи с встроенным гаражом в том же поселке.

Но мост у дер. Игнатьво  впервые был сооружен чуть ранее. Это был деревянный автомобильный мост, расположенный в нескольких десятках метров вниз по течению от нынешнего бетонного моста. Деревянный мост был построен в 20-х годах XX века, одновременно со строительством железнодорожной ветки от Голицыно до Звенигорода. А до той поры моста тут никогда не было и переправиться через реку Москву у дер. Игнатьева можно было только вброд. Ближайший мост находился у Верхнего Посада.

Да и дорога из  Звенигорода в Москву тогда проходила совсем в другом месте. Она была продолжением Московской улицы и проходила мимо нынешнего С/К «Звезда», через Мозжинку, по левому берегу реки Москвы до села Козино и в конце концов вела к нынешнему Звенигородскому шоссе в Москве. Кстати именно поэтому Звенигородское шоссе в Москве называется Звенигородским, хотя в настоящее время напрямую не ведет в Звенигород. Также как и Московская улица Звенигорода сейчас напрямую не ведет к Москве.

По сей день на середине реки Москвы, рядом с Игнатьевским  мостом, можно было видеть полусгнившие деревянные опоры от того старого моста. По сей день на правом берегу реки Москвы сохранилась насыпь для подъезда к старому деревянному мосту.  В настоящее время эта насыпь используется при строительстве еще одного нового моста, который строится по плану реконструкции Московской ЦКАД (А107) . Или, как эту автомагистраль называют в народе,  —  бетонки», «малого бетонного кольца»

Еще про строительство новых объектов ЦКАД в Звенигороде

Второй бетонный автомобильный мост через реку Москву находится в центре города и ведет на Верхний Посад. Он был построен  в 1983-1985 годах министерством авиационной промышленности СССР по просьбе  Исполкома Звенигородского горсовета. Минавиапром не случайно построил мост в Звенигороде. Это министерство было связано с нашим городом тем, что в городе , на Верхнем Посаде, находится пионерский лагерь «Орленок», а в начале 1980-х там же был построен пансионат «Солнечный».  И лагерь и пансионат тогда принадлежали Минавиапрому СССР.  Поэтому  министерство, по советским законам, должно было вкладывать средства в развитие города.

Но окончательно мост был сдан в эксплуатацию только в 1986 году.  Это объясняется тем,  что когда мост  построили и  пешеходы уже ходили по нему,  ещё не были готовы подъездные пути к мосту для автотранспорта. Такая ситуация была типична для тех времен.

Однако этот мост  имеет  гораздо более  интересную и богатую историю. Мост между Нижним и Верхним посадами Звенигорода  известен ещё с конца 14 века, со времен князя Юрия Звенигородского. Нижний посад — так раньше называлась часть Звенигорода по левому берегу реки Москвы, которая и раньше и сейчас является центром города.  Нижний и Верхний  — эти названия связаны с расположением данных мест относительно друг друга по течению реки Москвы.  В настоящее время, применительно к Звенигороду, название Нижний посад нигде не используется.

Мост ранее был деревянным и находился в другом месте — чуть выше по течению реки, в самом начале  нынешней улицы Фрунзе, там где сейчас находится кафе «Пристань». Рядом с мостом находилась Звенигородская спасательная станция. Неподалеку находился и городской пляж.

 

Кроме того старый деревянный мост на Верхний Посад всегда был сезонным (временным). Изначально мост стоял на деревянных сваях, вбитых в дно реки Москвы. Он выдерживал довольно большую нагрузку. Так например до начала 1980-х годов по мосту проезжали не только легковые автомобили,  но даже трактора, небольшие автобусы и грузовые машины.

Мост работал  с середины апреля и  примерно до февраля.  В конце зимы,  пока лёд на Москве реке был еще крепким, мост разбирали и увозили на хранение дабы его не смыло весенним половодьем.  После разборки моста, в течении непродолжительного времени, можно было перебраться на противоположный берег по льду.  Но когда  наступало весеннее тепло и лед становился рыхлым все передвижения по льду строго запрещались, за чем  должны были следить служащие находящейся рядом спасательной станции.  На этот период и и до тех пор пока вновь не восстановят мост, изменялся 31-й маршрут звенигородского ПАТП.  Обычно 31-й автобус курсировал между Верхним Посадом и железнодорожной станцией Звенигород через пансионат «Солнечный». В дни весеннего половодья, и до тех пор пока не восстановят мост, этот маршрут  продлевался от ж\д станции до центра города, улиц Московская и Украинская.

Когда на реке Москве сходил лёд и  до восстановления деревянного моста  люди могли переправиться через реку на паромной переправе. Звенигородский паром представлял из себя большую металлическую лодку, которая передвигалась вдоль стального троса, перетянутого с правого на левый берег реки Москвы, напротив спасательной станции.  Лодка приводилась в движение усилием человеческих рук. По правилам пользования паромом в лодке всегда должен был находиться один из сотрудников спасательной станции и не только следить за безопасностью переправы, но и приводить лодку в движение.  Однако на практике этот сотрудник присутствовал не всегда, и отлучаясь по своим делам оставлял вместо себя пару-другую рабочих рукавиц. Тогда пассажиры, дабы не повредить руки о стальной трос, надевали  рукавицы,  и самостоятельно начинали движение к противоположному берегу.  Иногда в лодке оказывались люди, которым было не по силам привести её в движение (пенсионеры, дети, женщины). В таком случае они дожидались мужчину покрепче и с его помощью ехали на противоположный берег.

Иногда лодка паром куда-то пропадала.  Это были проделки хулиганов, которые ночью умудрялись отцепить лодку от удерживающего троса и пускали её в свободное плавание…. А иной раз и сами отправлялись на её борту в ночное путешествие с бутылочкой-другой недорого портвейна…  Были известны случаи, когда ночью лодку отцепляли и бросали плыть вниз по течению школьники, проживающие на Посаде и учившиеся в Звенигородской школе. Причина таких поступков – не ходить в школу по уважительной причине – отсутствие переправы через реку Москву… Но как бы там ни было, сотрудники спасательной станции принимали оперативные меры по поиску уплывшего парома и с помощью моторной лодки буксировали его обратно.  К счастью лодка-паром как правило далеко не уплывала и обычно её находили прибитой к берегу или застрявшей в прибрежных кустах где-нибудь не далее Поречья.

В конце 1970-х годов Посадский мост в Звенигороде стал понтонным. То есть он по прежнему остался сборным и деревянным. Но  вместо деревянных свай он стал лежать на понтонах.

Понтонный мост в 1979 году. Уникальное фото 1984 или 1985 года.
Понтонный мост в 1979 году.
А это  вероятно одно из последних, фото старого посадского моста В это время был уже построен новый мост, а старый мост на зиму  не стали разбирать, предвидя его кончину, но тем не менее продолжали пользоваться им вплоть до открытия нового моста.
А это  вероятно одно из последних, «прижизненных»  фото старого посадского моста. 1984 или 1985 год.  В это время был уже построен новый мост, а старый на зиму  не стали разбирать, предвидя его кончину Но тем не менее продолжали пользоваться старым мостом вплоть до открытия нового.

Фрагмент из кинофильма «Неизвестный солдат». СССР 1984 год.  Мост на Верхний Посад:

Река москва 13 ноября 2016 г. Снято с Посадского моста:

Переправа через реку Москву у села Козино и деревни Дунино

Поделитесь этой новостью с друзьями:

Оценки o zvenigorod-net.ru

А это тоже может быть интересным для вас:

1443total visits,1visits today

.

Мосты через реку Москву в Звенигороде: 12 комментариев

    1. Константин, пожалуйста, не обижайтесь. Мне просто хочется, чтобы были известны точные факты о дате и авторах (владельцах) фото. Навскидку (позже могу сказать точно), чёрно-белые фото:1)1910-е, из собрания Звенигородского музея,2) 1930-е, владелец пока под вопросом (несколько претендентов), 3)1968, автор — В.И.Бабакин, 4)1970, В.И.Бабакин, 5) и 6)июнь 1977, В.И.Бабакин, 7)1969, В.И. Бабакин, 8)Бабакин? (надо уточнить), 9) 1978-84 (весь альбом снят в этот период, точных дат нет), Алексей Прокудин, 10) и 11) всё правильно, Нечаевы, 12) 1981, Игорь Павлов, 13) 1984, В.И. Бабакин.

  1. «Его тут не могло не быть» — Константин, так ведь не было же этого моста (ему и 100 лет ещё нет).
    А Посадский мост был первоначально плавучий и удерживался якорями. Потом уже построили другой выше по течению (на сваях).

  2. Мне кажется что для истории ещё в статье стоит упомянуть что текущий Посадский мост это не первоначальный мост 1983-1985 года постройки, а уже полностью реконструированный около 2000 года с полной заменой ж/б опор, а также ж/б пролётов на металлические.

      1. Нет не путаю, действительно мост перестроен около 2000 года. Тогда закрывали полностью движение по нему, пускали автобусы в обход, но пеший мостик для пешеходов был организован. У меня подъезд к участку отсыпал боем с этого моста.

        1. Я узнал по этому поводу подробности. Мост действительно ремонтировали в эти годы, но пролеты и тем более опоры не меняли. Мост только расширили и провели по нему коммуникации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *