Авиакатастрофа в Звенигороде

Совершенно секретно! fancy-line

25 сентября 1969 года в Подмосковном  городе Звенигороде произошло трагическое событие  — катастрофа военного самолета ТУ-22, который в тот день, примерно между 12 и 14 часами  взлетел с военного аэродрома Кубинка и через несколько минут после взлета разрушился в небе над Звенигородом. Интересно, что об этой авиакатастрофе, как вспоминают старожилы Звенигорода, запрещенная в те годы в СССР  радиостанция «Голос Америки» сообщила буквально через несколько часов после проишествия, в то время как советские СМИ об этом не проронили ни слова.  Да и по сей день найти какую-либо информацию об этом практически невозможно.

Ту-22 (по классификации НАТО — Blinder) — советский дальний сверхзвуковой бомбардировщик конструкции КБ Туполева, предназначенный на замену бомбардировщика Ту-16.
Ту-22 (по классификации НАТО — Blinder) — советский дальний сверхзвуковой бомбардировщик конструкции КБ Туполева, предназначенный на замену бомбардировщика Ту-16. Ту-22 строились на Казанском заводе № 22 с 1959 года по декабрь 1969 года. Стоимость одной машины составляла по ценам того периода около 10 млн рублей. Всего было изготовлено 311 самолётов этого типа (в модификациях бомбардировщика Ту-22А и Ту-22Б, разведчика Ту-22Р, ракетоносца Ту-22К, постановщика помех Ту-22П и учебно-тренировочного самолёта Ту-22У;

Мне в сентябре 1969 года исполнилось 10 лет. Но в период с 1968 по 1971 год наша семья жила в Монгольской Народной республике, куда «…. для организации культурно-досуговой работы среди советских специалистов, осуществляющих помощь братскому народу Монголии» был командирован мой отец.   Поэтому очевидцем того проишествия я не был. Единственное, что мне удалось узнать по поводу звенигородской авиакатастрофы 1969 года — это воспоминания знакомых мне старожилов города. Еще я нашел упоминание об этом в Интернете — скупую, сугубо техническую информацию о причинах катастрофы, на одном из сайтов, посвященных российской авиации:

Катастрофа самолета Ту-22П 25.09.69 г.

Я уверен — если бы не это, одно из двух  лаконичных упоминаний о звенигородской авиакатастрофе, которые имеются на просторах Интернета, —  мы до сих пор бы не знали  не только технических подробностей того проишествия в звенигородском небе, но даже не знали бы марку или тип погибшего самолета…

Судя по информации с этого сайта самолет разрушился из-за технических проблем, а не взорвался в воздухе вместе с боекомплектом, как об этом ошибочно вспоминают звенигородцы, и как об этом тогда сообщил «Голос Америки».  Тем более погибший над Звенигородом самолет ТУ-22, в его модификации «П» — был не бомбардировшиком, а постановщиком радиопомех, выполнявший тренировочный полет,  и по этим двум причинам тяжелого вооружения на его борту быть не могло.  Но взрыв был.  Об этом рассказывают все, кто в этот момент находился в городе или его окрестностях. Причем взрыв был очень мощный. Его  звук был слышен в окрестных селах —  Ершово, Саввинская Слобода и даже в селе Козино.  От взрыва были выбиты стекла в окнах многих домов, в том числе в Звенигородской школе №1,  из за чего были прерваны занятия. Но что именно  и где именно взорвалось,  в небе или уже на земле, теперь остается только догадываться.

Но, как бы там ни было, последствия этого авиа проишествия были трагические. Самолет развалился в воздухе на несколько частей. Часть его обломков упали в безлюдном месте на поле на правом берегу реки Москвы у Верхнего Посада. Однако некоторые детали и целые узлы самолета рухнули непосредственно на территорию города. Так например кабину с погибшими членами экипажа нашли  на улице Фрунзе в районе Малинового оврага, на территории бывшей музыкальной школы, бывшего Дома пионеров и бывшей Звенигородской школы №2. Некоторые мелкие обломки частично повредили здание школы. Но к счастью серьезных повреждений и пострадавших среди местных жителей в этом случае не было.

Звенигород1968 Ул. Фрунзе
Двухэтажное здание слева на ул Фрунзе — бывшая школа №2 г. Звенигорода. Здание полностью обветшало и было разрушено в 1970-х годах. Рядом — сохранившееся по сей день одноэтажное каменное здание бывшей музыкальной школы. Музыкальная школа переехала в другое здание,  где  находится по сей день.

Гораздо худшая ситуация сложилась на улице Соловьевская, в её части между улицами Пролетарская и Ленина. Один из двух двигателей и ещё какие то детали, вероятно связанные с топливной системой самолета,  упали на дом звенигородцев Богомоловых.

1962 (3-10) Звенигород Соловьевская улица Дом Богомоловых
Улица Соловьевская. Слева — дом Богомоловых. Фото середины 1960-х

Дом был разрушен и загорелся, облитый авиационным топливом.  Заживо сгорели хозяева дома.  Жена погибла сразу.  Муж  умер через несколько дней в больнице от сильнейших ожогов.  Как вспоминают соседи Богомоловых, очевидцы трагедии,  — супруги буквально за несколько минут до авиакатастрофы пришли в свой дом на обед.  Они работали неподалёку — на фабрике культтоваров. А бабушка в это же время наоборот ушла в школу — встречать внучку после уроков благодаря чему они обе остались живы…

6777
Улица Соловьевская между ул. Пролетарская и Ленина. Сентябрь 1969 года. Руины дома Богомоловых после авиакатастрофы. Обратите внимание на два молоденьких деревца на переднем плане. Эти березки,  живые свидетели трагедии, растут и по сей день и их видно на одном из следующих, современных фото этого места. На заднем плане слева видна строящаяся 5-этажка с ЗАГСОМ  на улице Ленина.

На следующих фото — разрушения в саду и в доме Нечаевых и Зуевых, который по сей день находится на углу ул. Ленина и Соловьевская, почти напротив бывшего дома Богомоловых. Во двор этого дома упал второй двигатель и обломки хвостовой части самолета.  Как видно на этих фото — упавшие детали самолета даже ломали многолетние яблони… (Кстати, все фото Звенигорода в этом очерке — из личного архива А.С. Нечаева)

Впрочем вот что по этому поводу вспоминает сам Андрей Сергеевич Нечаев:

«Один из двигателей, пролетел наискосок через угол 2-го этажа (дощатую терраску) . Он представлял из себя бочку с роторами турбин внутри диаметром около 1,5 метра и длинной около 2,5-3х метров., причем пролетел как пуля. Входное отверстие от пролета было больше его диаметра кстати на одном из фото эта дыра, только уже с выпрямленными обломками досок  видна. А другая стена (выходная) была разорвана в щепки. Турбина упала во дворе, и от шедшего от нее тепла начали тлеть деревянные стены. Мой дедушка постоянно поливал их, что бы не загорелись»

Андрей Сергеевич любезно предоставил мне для этого очерка фотографии  обломков ТУ-22П, потерпевшего катастрофу в небе над Звенигородом . Именно эти и другие, более крупные куски военного самолета,  рухнули на его дом и сад  в тот злополучный день 25 сентября 1969 года.  Крупные обломки  были собраны и увезены сотрудниками «спецорганов» ещё в 1969 году, в ходе  работ по выяснению причин катастрофы. Зато  более мелкие свидетельства того проишествия Андрей Сергеевич, тогда 10-летний мальчишка,  собрал сам,  сразу после авиакатастрофы, спрятал их в сарае и сохранил до сего времени. В настоящее время они хранятся в его домашнем музее. Вот как мой друг прокомментировал одно из этих фото:

«Кусочек красного цвета —  от звезды на хвосте. Я сам оторвал его от  хвоста, который весьма удачно, срубив при этом как топором 3 яблони, благополучно приземлился в нашем саду , в 5 метрах от дома.»

Множество  других обломков самолета было разбросано по территории всего города от Посада и реки Москвы  до нынешнего квартала Маяковского.  Так например на дом друзей моих родителей супругов Пучковых, проживавших в то время на ул. Фрунзе, напротив старого деревянного моста, упали небольшие обломки какого-то радио-оборудования.  К счастью этот «подарок с неба», проломив крышу, застрял на чердаке.  Да и в доме в тот момент никого не было. Так что все обошлось.  Других серьезных разрушений и пострадавших в Звенигороде больше не было.

1973 Звенигород ул. Фрунзе
Дом, в на ул. Фрунзе, в котором жила семья Пучковых в момент авиакатастрофы. Фото 1973 года

Вскоре после авиакатастрофы и несколько дней после неё город Звенигород и его окрестности были буквально наводнены сотрудниками милиции, спец. органов, военными патрулями. Территория города была оцеплена солдатами. По воспоминаниям звенигородцев, очевидцев тех событий, шел кропотливый поиск «черных ящиков» и  всех без исключения мельчайших обломком и деталей погибшего ТУ-22, который в то время был секретным военным самолетом и нес на своем борту не менее секретное оборудование.

Однако кое-что от потерпевшего крушения самолета, как воспоминание о той трагедии,  осталось на Звенигородской земле благодаря А.С. Нечаеву, но об этом я уже сказал чуть выше.

Post scriptum

Звенигород. Ул. Соловьевская. Вид от перекрестка с улицей Ленина. Удивительно, но на месте дома Богомоловых, заживо сгоревших в своем доме в результате крушения самолета в 1969 году (слева за березками) до сих пор пустует....
Звенигород. Ул. Соловьевская. Вид от перекрестка с улицей Ленина. Удивительно, но на месте дома Богомоловых, заживо сгоревших в своем доме в результате крушения самолета в 1969 году (слева за березками) до сих пор пустырь …
По материалам из 'Википедии'
Повседневная эксплуатация самолёта ТУ-22 представляла сложную задачу. Предполётная подготовка занимала до 3,5 часов, предварительная — весь рабочий день. Затруднено было обслуживание силовых установок, расположенных на большой высоте. Широкополосный сильнейший грохот двигателей требовал защиты у техсостава не только органов слуха, но и брюшной полости. Рабочие места экипаж занимал за 15 мин до выруливания — в связи с большим объёмом проверок систем и прогревом двигателей и т. д.

Самолёт-постановщик помех Ту-22ПД в музее дальней авиации на авиабазе Энгельс, Саратовская область.
Самолёт-постановщик помех Ту-22ПД в музее дальней авиации на авиабазе Энгельс, Саратовская область.

Недостаточная надёжность и недоведённость жизненно важных систем привела к серии тяжёлых лётных происшествий, а из-за конструктивных просчётов и ошибок самолёт на протяжении всей своей эксплуатации постоянно дорабатывался представителями ОКБ и промышленности, и был доведён до более-менее нормального состояния к середине 80-х годов. Не все пилоты могли освоить эту редкую, тяжёлую и скоростную машину. В Дальней авиации, да и пожалуй в мировой авиации, это был единственный тяжёлый (с посадочным весом в районе 60 тонн и скоростью касания 320—330 км/ч) серийный самолёт с «одинарным» экипажем — без «правака» (второго лётчика) и без второго штурмана.

В истории эксплуатации Ту-22 было несколько неприятных случаев отказов экипажей вылетать на этом типе самолёта. На машине более чем широко ( и на порядок больше, чем на «спиртовозе» МиГ-25Р) применялось испарительное спиртовое охлаждение, в виде спиртоводной смеси (так называемой «шпаги» или «шила» — в ДА, и «шлёмки» — в АВМФ), в количестве около 450 литров (количество и объём спиртовых ёмкостей очень неодинаковы на разных модификациях самолёта), что вызывало весьма неоднозначную реакцию в среде авиаторов и создавало проблемы командованию.

Поделитесь этой новостью с друзьями:

Оценки o zvenigorod-net.ru

А это тоже может быть интересным для вас:

1922total visits,2visits today

.

Авиакатастрофа в Звенигороде: 49 комментариев

      1. Летать подобное оборудование должно в мирное время исключительно НЕ НАД НАСЕЛЕННЫМИ ПУНКТАМИ. Кстати после катастрофы они непосредственно над городом не летали, до прихода к нам в мэры некоего Ставицкого, который с ура-поцтриоцкими целями предложил устраивать по всяким праздникам авиашоу над нашим городом. С тех пор они опять не стесняются кувыркаться и собак пугать, Слава Богу не со сверхзвуковой скоростью. Ты Константин Викторович скорее всего не помнишь оглушающие удары, когда перехватчики с Кубинки барражировали на сверхзвуке. А страна должна гордиться не армией и сомнительными победами, а уровнем жизни и достижениями науки, техники и искусства…

        1. Прекрасно помню звуки, похожие на отдаленные взрывы в небе, когда самолеты преодолевали сверхзвуковой барьер. Но также помню то, что особого раздражения и беспокойства они ни у кого не вызывали. То ли люди (и собаки тоже )) ) привыкли к этому, то ли я тогда, в детстве все это по другому воспринимал.

          И еще хотелось бы, чтобы Вы, Андрей Сергеевич, еще поделились воспоминаниями о катастрофе самолета в 1969 году. Да и другими фактами из истории Звенигорода тоже.

          1. Я маленьким пас корову с теленком. Когда такая фигня пролетала в воздухе над головой — ощущения кошмарные, настоящего удара. Вот этот же Ту-22, говорят, способен был кирпичный сарай развалить с высоты метров в 400. Ну, над нами, может, не он летал, а МиГ какой, но скотина смертельно пугалась и стремглав убегала в кусты, приходилось потом ее искать, а что молоко у перепуганных животных пропадает, наверное, вы в курсе. Вообще не могу понять, какая нужда заставляла делать это советских летчиков в мирное время. Уходи на высоту, гоняй со сверхзвуком там. Если надо на малой высоте — что, Сибири мало? Хорошо, что в конце концов прекратили.

            1. А что в Сибири не такие города и люди? Там хватает такого,что здесь и не снилось.Одни захоронения отходов атомных станций со всего мира чего стоят…

          2. Признаться я не помню такого «криминала». Да. Были хлопки, но как то в не столь пугающе резко и громко — как бы вдалеке.

            Еще мне запомнились иногда пролетающие в сопровождении истребителей «правительственные» самолеты, которые вероятно заходили на посадку во Внуково или взлетали оттуда. Тогда было модно так встречать и провожать правительственные делегации из разных стран. Да и Брежнев наверное так летал.

    1. Залетело в окно весьма толстое дерево (по моему липа) которое росло у тротуара рядом. Его вырвало с корнем (возможно как раз шасси) и очень точно внесло прямо в полуподвальное (цокольное) окно со стороны ул. Почтовой, причем кроной вперед, а комель с корнями торчал из окна на улице

    1. Костя, да откудаже мне знать если я была примерно Вашего возраста и жила в Москве?!Меня смутило фото-разве это противлоакационная тушка?

  1. О, я этот день прекрасно помню. Один осколок долгое время лежал в яблоневом саду на ул Калинина, а мы на нём играли. Ещё по всему Посаду какая-то фольга типа новогоднего дождика валялась, мы из неё делали подземные секретики. До сих пор думаю- небось радиоактивная была…

    1. Эта фольга типа дождика, как мне удалось выяснить, — и была тем самым оборудованием для постановки радиопомех. Она в огромном количестве просто напросто распылялась с самолета в воздухе. От кусочков фольги отражались радиоволны и лучи радаров. Вот вам и помехи!

  2. Мы услышали взрыв самолёта в Синькове. Одна женщина сказала: «Это война». Тогда говорили, что самолёт упал на частный дом в Звенигороде. Погибли жившие в нём муж и жена. Они пришли на обеденный перерыв. Их дочь была в школе, а бабушка пошла её встречать.

      1. Спасибо за ответ. Я, наверное, не добралась до продолжения из-за моего зрения. А имя-отчество Богомолова вы не знаете? Я одного Богомолова из Звенигорода знала…

  3. Про катастрофу, из рассказа родителей, тогда 6-и классиков Саввинской школы. 69 год был единственным, когда они учились во вторую смену и в это время как раз направлялись в школу, девочки шли раньше и слышали взрыв, а прийдя в школу не обнаружили там ни единого мальчика, все были там.

    Папа в момент катастрофы направлялся домой в Шихово из музыкальной школы, был на станции. Приехав домой, схватил велик и рванул на место. На красной горке было уже полно военных и глазели мальчишки откуда то сверху, рассказывает что видел безжизненную руку с часами. Ещё он нашёл жёлтую кнопку, которую до сих пор хранит(постараюсь опубликовать фото), якобы кнопка от катапульты. Два раза все дома обходили военные и опрашивали всех. Дед спрятал кнопку в печку. И ещё около месяца в окрестностях кружили самолёты и вертолёты с локаторами. По деревенской смешной легенде искали чёрную икру, которая якобы была в самолёте. Бабушка была в поле в это время и видела самолёт раскачиваясь летел по руслу реки. Говорят он хотел сесть на поле между Шихово и Луцино, но в это время вывели пионеров убирать брюкву.

    Ну, это уже сказки, видимо… Качало самолёт, покачнулся над полем, думали сядет наверное, а про пионеров не знаю, осень была может и правда убирали. А может потом уже думали, хорошо, что не убирали так и сказки складываются)

  4. Меня зовут Нина я внучка погибших Богомоловых Нины Григорьевны и Алексея Михайловича. Они оба работали на фабрике Культтоваров. в свободное время дед играл на трубе в оркестре в городском парке, а бабушка была еще и народным заседателем в суде.

    1. Спасибо за отклик! Дай Вам Бог здоровья! Я все верно написал? Вы имеете полное право меня поправить… По поводу Вашего деда-трубача добавлю — он наверное играл в оркестре, которым тогда руководил его сосед по Соловьевской Николай Зуев?

  5. Скорее всего да, чем нет! Еще тогда на обед к ним зашел родственник Мещеряков Василий Григорьевич, но потом передумал оставаться на обед и пошел вниз по ул. Ленина. Он успел дойти примерно до места, где сейчас аптека, когда услышал мощный хлопок, то побежал обратно в сторону дома Богомоловых.

  6. Я в это время учился во 2-м классе. А жили мы на ул.Пушкина в частном доме. В момент падения самолета я пришел из школы и вошел в комнату, где обедал отец. Раздался гром и телевизор запрыгал на полке. Отец быстро ушел на работу. А все мы только к вечеру узнали из разговоров, что упал самолет на дом, в новой больнице выбило все стекла и погибли люди.

    1. Наверное речь идет о части ПВО в Фуньково? Во всяком случае других частей ПВО рядом со Звенигородом нет. Кстати часть ПВО в Фуньково существует до сего дня. В 2014 году в неё торжественно доставили и поставили на вооружение комплекс С-400

      На фото — «выставка» военной техники из в\ч Фуньково в Звенигороде 9 мая 2014 г.

  7. Спасибо за статью, очень познавательно. В 1969-ом и мне было 10 лет. Учился в Ершовской школе и после того как узнали о падении самолета, самые отчаянные пацаны отправились на разведку. До сегодняшнего дня помню приливы адреналина, когда пробирались через оцепление ища обломки. В памяти остались кассеты с фотопленкой разбросанные повсюду (возможно это были остатки от систем объективного контроля?) и кусок разбитого шасси. Сплав магния и титана мы использовали для создания самодельных «бомб», смешав напиленный материал с марганцовкой. Вот как то так…Да и еще. Мы считали что разбился МиГ 21-ый. В дальнейшем вся это история как то забылась и я не возвращался к ней. А после того как начал сам летать в Кубинке, история всплыла в памяти , я начал интересоваться и конечно же получил информацию.

  8. После падения самолета везде валялась фотопленка. Мы из неё делали закладки в книги и «щелкунчики». Все малолетки щелкали этими «щелкунчиками». На пленке были фото каких-то документов. Среди детей шли разговоры, что это разведчики. Кому как нравилось: кто говорил наши, а кто говорил шпионы. Я жила на Парковой, у нас этой пленки было завались.

  9. Жил тогда на Макарова, мне было 6 лет. Помню столб дыма на небе, взрыв и страшный гул. Приятели притащили куски от самолета, один и мне достался. Пленки тоже помню повсюду. какие-то хмурые мужики их собирали, а нас гоняли.

  10. Спасибо за статью. Все это слышал по рассказам деда и родителей. На Пасху частенько проходили мимо могилы Богомоловых и дед эту историю мне рассказывал. Наконец-то все узнал достоверно.

  11. Последний урок математики в этот день у нас во 2-й школе был… Мира Ивановна начала домашнее задание диктовать… Взрыв, помню, двойной был и шар огненный…
    Обшивка у Тушки была с большим содержанием магния и поэтому в аптеках пацанами была скупление вся марганцовка… Кстати, взрыв павильона «Бабьи слезы» через две недели после катастрофы, это дело рук нашей «банды»….

  12. Ещё одна деталь самолёта вкатилась во двор к моему деду И.Хасянову. Дом находится и просуществовал до недавних пор на углу Ленина и Соловьевской, по диагонали через перекрёсток напротив дома Нечаева. Влетевшая деталь во двор, предположительно часть турбины, снесла терраску и крыльцо. Военные потом все восстановили.

  13. Во время катастрофы была на работе Звенигородская ЦРБ 2ЭТ. Терапевтическое отд. Горящий самолет был виден в окно как на экране,на секунду подумалось кино снимают и сразу взрыв, мы все попадали на пол, остались стоять только мужчины бывшие на войне. Успела позвонить маме филиал Динамо на ул. Ленина и сестре в 45 больницу связь отключили. В 1971Г в хирургическое отд. поступил мужчина получил ранение в саду жег костер взрыв. Это был муж мамы Коли Вишневского, самый старый дом на ул. Почтовая,вот так еще раз взрыв самолета напомнил о себе, боеприпасы разлетелись.

    1. Спасибо за столь детальное дополнение картины авиакатастрофы. Но вот по поводу взрыва 1971 года у меня, честно говоря, есть сомнения. Разбившийся самолет ТУ-22П был относительно «мирным самолетом» — это был постановщик радиопомех и никакого вооружения, тем более пушек\пулеметов на нем быть не могло. Да и вообще, как мне кажется, неуместно такое вооружение на сверхзвуковом стратегическом самолете. Я конечно не специалист в авиации, но мне кажется причина взрыва думаю была другая. Скорее всего это был отголосок Великой Отечественной войны.

  14. Помню эту катастрофу. Когда я прибежал к Зуевым, турбина самолёта, которая врезалась в землю прямо перед входной дверью их дома, ещё была тёплой.

  15. Фото из архива коренного звенигородца, жителя ул. Соловьевская А.С Нечаева. Фото подписано: «Звенигород. Ул Соловьевская дом Богомоловых. 1967 т.»

    Вот как прокомментировала это фото Нина Фролова — внучка погибших в авиакатастрофе 1969 года Богомоловых Нины Григорьевны и Алексея Михайловича:

    «На фото бабушка Нататия Богомолова, ребенок -Елена Митина и это 1965 год»

  16. Раньше в интернете можно было более подробную информацию добыть об этом событии. Даже свидетельства очевидцев из Посада куда падали фрагменты Ту-22 и погибший член экипажа.

    1. Андрей! Вы ошибаетесь! Информации по этому поводу как раньше не было — так и сейчас практически нет, за исключением того, на что я ссылаюсь в этой своей статье и еще вот этого скудного упоминания http://wikimapia.org/22622075/ru/. (Кстати информация на этом сайте http://wikimapia.org/22622075/ru крайне неверная!)

      Если Вам известно еще какие-либо материалы по этому поводу поделитесь!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *